Мухина Светлана, юрист
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ САДОВОДЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ.
/третья редакция/
ПРИМЕЧАНИЕ.
Все примеры, приведенные в с статье, могут иметь отклонения от общих требований закона, обусловленные локальными нормативными актами органов местной власти. Юридическая проверка таких актов не проводилась. Все примеры публикуются в качестве образца. Автор статьи не несет ответственности за их применение в оригинальном виде.
Данная статья рассматривает приватизацию земель садоводческих объединений граждан, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - ФЗ 66-ФЗ).
Работа разбита на три части:
Часть первая. История вопроса и необходимость приватизации земель СНТ до 01.01.2006г.
Часть вторая. Процедура приватизации.
Шаг 1. Общее собрание садоводов.
Шаг 2. Сбор документов
Шаг 3. Кадастровый учет земельных участков на территории СНТ.
Шаг 3а. Межевое дело.
Шаг 3б. Кадастровое дело.
Шаг 4. Акт о предоставлении участков в собственность на территории СНТ.
Шаг 5. Регистрация права собственности.
Часть третья. «Подводные камни» приватизации.
Часть I. Приватизация и 01.01.2006 года.
Поскольку единственной темой для разговора является волшебная дата – 01.01.2006 года, для начала определимся, как связана приватизация земель для садоводства и начало будущего года.
Срок 01.01.2006 года распространяется только на юридические лица, имеющие землю на праве бессрочного пользования. До указанного срока они обязаны срочно переоформить землю в собственность или в аренду по своему усмотрению.
Какое отношение имеет это к СНТ? Прямое.
Обратимся к истории:
Декрет о земле (октябрь 1917 года) отменил частную собственость на землю "навсегда" и установил право пользования землей. Главный принцип - "землепользование должно быть уравнительным".
В 1918 году Декретом ВЦИК "О социализации земли" в числе задач Советской власти было заявлено:
1) развитие садоводства и огородничества;
2) "развитие коллективного хозяйства в земледелии";
Главное: было заявлено преимущество общей обработки земли перед единоличной.
Уже тогда в документах фигурируют сельско-хозяйственные товарищества, эти прототипы нынешних СНТ.
В 1919 году Советская власть уточнила - не всякая общественная обработка земли является приоритетной, а именно товарищеская (ВЦИК от 14.02.1919г. "Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию").
И сразу появился главный принцип некоммерческой организации - доходы, получаемые от деятельности, не распределяются среди товарищей, а расходуются "исключительно на улучшение и расширение хозяйства".
Определяются основные принципы Товарищества (приведено в в современной терминологии):
- земли общего и индивидуального пользования;
- права на имущество общего пользования;
- органы управления товариществом;
- санкции к "нерадивым" членам товарищества.
Приведенное Постановление ВЦИК 1919 года очень подробно регламентирует порядок землеустройства и составления реестров земель и землепользователей.
Земля в России никогда не была ничьей - за правами строго следили и фиксировали любой вид права и его переход.
Ничейных земель не существует и никогда не существовало.
Очень интересны садоводческие сельско-хозяйственные общества, просуществовавшие всего несколько месяцев в 1923 году - они не были обязательно связаны с правом на земельные участки – членом общества могло стать любое лицо, как физическое, так и юридическое, интересующееся садоводством, признающее Устав и платящее членские взносы. По этой же причине не существует понятия целевой взнос, возможны только членские или вступительные взносы. Эти объединения не получили развития из-за принятия Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1923 года, установившего право бессрочного пользования на землю было установлено:
Постановление ВЦИК от 30.10.1922 "О введении в действие Земельного кодекса,принятого на 4 Сессии IX созыва" (вместе с "Земельным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")
11. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно и может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.
Там же, в главе 4 ЗК Р.С.Ф.С.Р., определена главная суть Земельного Товарищества (Земельные общества с товарищеским порядком землепользования) - Товарищество предназначенно для совместного труда и пользования членами имуществом Товарищества.
Земельное товарищество - специально созданное Советской властью объединение лиц для предворения в жизнь одной из идей социалистического коллективизма - уравнительно принципа совместного труда и уничтожения индивидуального землепользования.
Товарищество как организационно-правовая форма теоретически не предназначено для регулирования отношений частных собственников.
Постановление Совмина СССР от 24.02.1949 № 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих" установило право граждан на отвод участков в индивидуальное пользование на неограниченный срок:
Постановление Совмина СССР от 24.02.1949 № 807 "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих"
7. Городские и поселковые исполкомы, исходя из проектов планировки городов и поселков, а также плана использования переданных им земель госземфонда и гослесфонда, выделяют земельные участки под сады рабочих и служащих предприятиям, учреждениям и организациям, а последние отводят участки рабочим и служащим в размере: в городах - до 600 кв. метров и вне городов - до 1200 кв. метров, в зависимости от наличия земель.
Земельные участки под сады отводятся только тем рабочим и служащим, которые не имеют приусадебных участков и огородов.
Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад.
Таким образом видим, что в бессрочное пользование граждан закреплялись только индивидуальные участки, земли же общего пользования, определяемые как разница между площадью всего отводимого предприятию участка и суммой площадей индивидуальных участков, закреплялись за предприятием. Правоустанавливающие документы выдавались предприятию на участок под коллективный сад на праве бессрочного пользования и каждому садоводу – на индивидуальный участок на праве бессрочного пользования.
Популярность садоводческих участков носила ажиотажный характер - живы были еще люди, которые помнили чувство частной собственности на землю.
В 1955 году государство, не довольное "индивидуализмом садоводов", предложило гражданам новую форму объединения - садоводческое товарищество. В 1956 году был разработан и принят Типовой Устав Садоводческого товарищества рабочих и служащих. Граждане вправе выбирать - индивидуальное садоводство или садоводческое товарищество.
В документах 1956 года следует выделить главный момент:
Вступительные, целевые и членские взносы членов товарищества различаются с самого начала существования садоводческих товариществ.
Целевые взносы имеют особый статус – они расходуются на создание имущества общего пользования определенного рода (недвижимости в современной терминологии) и подлежат возврату при выбытии гражданина из членов товарищества. Расходная смета на "недвижимость" (само понятие недвижимого имущества, отмененное в 1924 году, было восстановлено только в 1991 году с принятием "Основ гражданского законодательства...") утверждается отдельно. Все объекты недвижимости всегда создавались на целевые взносы граждан.
Однако все взносы являются средствами юридического лица. Отличия только в целевом расходовании средств, соответственно, садоводческое товарищество обязано вести раздельный учет по разным видам средств. Хранение средств товарищества в наличном виде запрещено.
Размеры вступительных, целевых и членских взносов устанавливаются Общим собранием (конференцией) садоводов.
В конце 1960 года было запрещено выделение участков под индивидуальное строительство дач, что усилило интерес к садоводческим участкам. Следует отметить, что дачные участки "породнились" с садоводческими только в 1998 году с принятием ФЗ 66-ФЗ. До этого времени дачи относились к поселениям.
Для укрепления социалистической дисциплины в 1966 году правила пользования землей были ужесточены - садоводческое товарищество стало единственной формой реализации прав на получение земельных садоводческих наделов. Устав садоводческого товарищества 1966 года существенно ограничил права граждан на землю, так как содержит самую крупную юридическую ошибку, не исправленную до настоящего времени:
1. Садоводческое объединение уже не приравнено к правам юридического лица, а является юридическим лицом. Однако оно не является «настоящим» юридическим лицом в современном понимании – при наличии приходно-расходной сметы оно действует под жестким контролем предприятия, «при котором организовано садоводческое товарищество» и его профсоюзного комитета. То есть не имеет право на самостоятельное хозяйствование. И главное, садоводческое товарищество не является официальным (титульным) землепользователем как юридическое лицо. Право бессрочного пользования на землю закрепляется за предприятием, при котором организуется садоводческое товарищество. Право бессрочного пользования на отдельные участки внутри садоводческого товарищества гражданам не предоставляется. Таким образом нарушена юридическая связь между законным и фактическим землепользователями. Данный порядок с нарушенной логикой был без изменений в ключен в Земельный Кодекс 1970 года (ст.76-77). После вступления в силу Гражданского Кодекса 01.01.1995 года эта чудовищная ошибка повлекла катастрофические последствия не только для СНТ, но и для всех некоммерческих товариществ. В настоящее время все некоммерческие товарищества являются не законными образованиями с точки зрения гражданского законодательства (ст.48 ГК РФ).
2. Членам садоводческого товарищества Правление садоводческого товарищества в соответствии с решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации выделяются земельные участки. Пользование участком зависит от факта членства в садоводческом товариществе. Обжалование исключения из членов Товарищества в судебном порядке не возможно.
3. Возведение изгородей между участками не допускается.
4. Освоение территории коллективного сада может быть начато только после утверждения единого проекта его организации и застройки.
В 1984 году Совмин СССР, озабоченный массовым строительством дач на садоводческих участках и «извращением сути коллективного садоводства», еще раз ужесточает порядок пользования садоводческими участками принятием Постановления Совмина СССР от 29.12.1984 № 1286 "Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества". Главное - летние садовые домики не предназначаются для постоянного проживания и не включаются в жилищный фонд.
В 1985 году Совмин уже РФСР подтвердил положения Постановления № 1286 и обязал соответствующие организации разработать и представить на утверждение типовой устав садоводческого товарищества.
В исполнение Постановления ужесточается ответственность за нарушения правил коллективного садоводства:
Указ Президиума ВС РСФСР от 20.02.1985 "Об ответственности за нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства".
Постановление Совмина РСФСР от 11.11.1985 № 517 "Об утверждении типового устава садоводческого товарищества" закрепило нововведения – принимается третий типовой устав садоводческого товарищества.
Постановление Совмина РСФСР от 11.11.1985 № 517 более чем примечательный документ, так как содержит очень важную информацию. Самые важные моменты:
1. Устав носит признаки не учредительного документа юридического лица, а нормативного акта. Положения «устава» носят обязательный характер, а не рекомендательный.
2. Садоводческое товарищество по-прежнему всего лишь довесок, обременение предприятия, которому был выделен земельный участок для коллективного садоводства и, соответственно, прав на землю вообще не имеет, равно как и права на самостоятельное хозяйствование. Фиксированные границы отдельных участков условны и обозначаются условными знаками типа «эстетической» изгороди.
3. Членам садоводческого товарищества совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации выделяются земельные участки. Пользование участком зависит от факта членства в садоводческом товариществе. Список причин, по которым гражданин может быть исключен из членов товарищества с соответствующим лишением прав на выделенный участок, огромен и фактически не ограничен из-за последней формулировки:
«выявления обстоятельств, исключающих возможность быть членом данного садоводческого товарищества».
Судебное оспаривание исключения из членов садоводческого товарищества не подразумевается. ;
4. Признается возможность возведения недвижимого строения на участках, хотя само слово «недвижимость» не звучит (до 1991 года еще более 5 лет) и продолжает действовать запрет на признание садовых домов жилищем. Такое противоречие создается предоставлением права на строительство отапливаемого твердым топливом строения. Отопительный прибор (печь) является неотъемлемой частью строения и может иметь фундамент, создавая неразрывную связь строения с землей (признак недвижимого имущества). Наиболее бдительные Комиссии по вводу садовых домиков по эксплуатацию позволяют устанавливать только переносные печки, не имеющие фундамента.
Постановление Совмина РСФСР от 23.10.1987 № 409 "О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества" не существенно изменило существующий порядок. В исполнение нормативного акта Постановлением Совмина РСФСР от 31.03.1988 № 112 "Об утверждении типового устава садоводческого товарищества" была принята новая версия типового устава.
В то время многие садоводческие товарищества, с трудом собравшие кворум для принятия нового устава, с большим недовольством восприняли необходимость его изменения.
Такой порядок был отменен Постановлением Совмина РСФСР от 19.04.1989г. № 126.
Административная ответственность за нарушения правил организации коллективного садоводства действовала вплоть до 30.12.2001года.
Краткое резюме. В период до 1990 года возможны два варианта правоустанавливающих документов:
1) право бессрочного пользования предприятия и граждан (до 1966г.);
2) право бессрочного пользования только предприятия (1966-1991гг.).
Принятый в 1990 году Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе" отменил монополию государства и признал частную собственность на землю. Важнейшим положением данного закона является прекращение права пользования землей для предприятий с 01.02.1993года. Таким образом, предприятия обязаны были переоформить права на землю и (в отношении земель коллективных садов) передать земли гражданам для ведения коллективного садоводства в коллективную (совместную или долевую) собственность до февраля 1993 года. Предприятия, не передавшие землю в собственность граждан, утратили право пользования земельными участками с 01.02.1993 года. Местные органы власти обязаны были переоформить права на землю с фактическими добросовестными землепользователями с 01.02.1993 года.
Надо отдать должное, часто передача земель в собственность граждан производилась не по отдельным предприятиям, а актами местных администраций, касающихся всей подконтрольной им территории целиком. Образец акта передачи земель садоводческих товариществ на праве собственности.
Именно на период 1990-1993 гг. приходятся многочисленные акты местных властей о передаче земель в совместно-коллективную собственность <граждан>. Эти акты сами по себе крайне противоречивы и спорны с юридической точки зрения (cмотрите статью "Коллективно-совместная собственность - юридический казус"). Но поскольку главным в них является все-таки предоставление земель на праве собственности, то больше этого вопроса здесь касаться не будем – обладатели таких актов могут не волноваться – дата 01.0.2006 года их не каcается.
С 1991 года (со вступления в силу Земельного кодекса РСФСР) земли, выделяемые садоводческим товариществам, состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов садоводческого товариществ.
В связи с принятием Земельного кодекса 1991 года право бессрочного пользования на землю у граждан после 1991 года в результате предоставления участков не возникало, в том числе и в индивидуальном порядке (до 1998 года понятия «садоводство» и «коллективное садоводство» различаются и означают разный объем прав).
Однако такое право могло возникнуть у граждан в результате отчуждения недвижимого имущества, расположенного на земельных участках, не находящихся в собственности. Возможность возникновения права бессрочного пользования у граждан в результате сделок был прекращена вступившим в силу Земельным Кодексом РФ 2001г.
У садоводческих товариществ право бессрочного пользования на земли общего пользования возникало вплоть до 1998 года.
Сравнительный анализ трех важных событий:
- вступление в силу в 1990 году Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе";
- вступление в силу в 1991 году Земельного кодекса 1991 года;
- прекращение 01 февраля 1993 года права бессрочного пользования предприятий, учреждений и т.п. (пункт 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе");
дает очень интересный вывод - все садоводческие товарищества, возникшие до 1991 года, подлежали обязательной приватизации до 01 февраля 1993 года. Если товарищество, возникшее до 1991 года, до сих пор не приватизировано - на каком-то этапе произошло нарушение закона и прав садоводов.
Товарищества, возникшие после 1991 года, должны приватизировать земли общего пользования до 01 января 2006 года.
После 1998 года в связи с принятием ФЗ 66-ФЗ земли выделяются садоводческим товариществам первоначально в срочное пользование с последующей передачей индивидуальных участков в собственность членов садоводческого товариществ. Право собственности граждан на земли общего пользования признаются только в случае выкупа предоставляемых земель (то есть на возмездной основе). В остальных случаях земли общего пользования передаются СНТ как юридическому лицу (ст. 14 ФЗ 66-ФЗ). Это положение подлежит отмене, как нарушающее статьи 30 и 35 Конституции в отношении прав граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке. Кроме того, регистрация СНТ как юридического лица согласно ст. 14 ФЗ 66-ФЗ противоречит ст. 18 ФЗ 66-ФЗ (членство не может возникать до оформления прав граждан на землю) и статье 48 Гражданского Кодекса РФ (у СНТ нет всех необходимых признаков юридического лица).
Образец акта местных властей о передаче земель в срочное пользование садоводческому товариществу.
Итого в зависимости от года возникновения права и степени запущенности дел садоводческого товарищества может встретиться следующие случаи:
1) товарищество возникло до 1991 года, не приватизировано по вине властей. Может быть акт о праве бессрочного пользования землей на товарищество (СТ) или предприятие. Приватизации не подлежит, так как в прошлом был нарушено законодательство, и это нарушение лишило садоводов прав на законное переоформление прав на землю;
2) товарищество возникло после 1991 года. Должен быть акт о праве бессрочного пользования Товарищества на земли общего пользования (ЗОП). Земли общего пользования подлежат приватизации до 01.01.2006 года. Индивидуальные участки должны быть либо в собственности садоводов, либо в пожизненно наследуемом владении, последнее подлежит переоформлению в собственность на основании ст. 21 Земельного кодекса РФ в любое время;
3) любой другой вариант, однозначно свидетельствующий, что когда-то в прошлом был нарушено законодательство.
В заключение исторического экскурса следует отметить крайне важный для приватизации факт:
Согласно современному законодательству, территория комплексной застройки (в том числе территория садоводческого товарищества) может осваиваться только после утверждения генерального плана застройки.
Аналогичные требования существавали и ранее, когда еще само понятие "градостроительная деятельность" не было узаконено.
Для садоводческих товариществ такие планы застройки предусматривались Постановлениями Совмина РСФСР, утвердивших типовые уставы садоводческих товариществ.
Однако последнее такое постановление утратило силу еще 19 апреля 1989 года. А первые нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность, появились не ранее 1992 года.
Таким образом, садоводческие товарищества, организованные с 1989 по 1992 год, могут на законных основаниях не иметь генерального плана застройки.
С точки зрения закона это не должно иметь определяющего значения - все индивидуальные участки на территориях таких товариществ давно должны быть в индивидуальном владении граждан.
Однако там, где власти нарушили законы, лишив граждан индивидуального права на землю (к сожалению, таких товариществ в России слишком много!), отсутствие плана застройки очень сильно осложняет процесс передачи индивидуальных участков в собственность граждан (приватизации такие случаи не подлежат).
Это основные этапы нашей истории, без детализации.
В любом случае очевидно, что существующее в настоящее время право бессрочного пользования землей для коллективного садоводства обязательно сопряжено с правом юридического лица – садоводческого товарищества.
Более того, с точки зрения Закона только этот вариант и возможен - бессрочное пользование у садоводческого товарищества на земли общего пользования, ибо все индивидуальные участки должны иметь индивидуальных владельцев - граждан, собственников или землепользователей.
Резюме:
Если в делах Товарищества нет акта местных властей о передаче земель общего пользования в собственность (вне зависимости от конкретной формулировки), будьте предельно осторожны – вам в срочном порядке следует перерегистрировать право на землю до 1 января 2006 года.
Начиная с 2006 года все земли, права на которые не будут приватизированы, будут оформлены в муниципальную или государственную собственность в силу прекращения существования права бессрочного пользования юридических лиц.
Примечание.
Следует пояснить, что по самой своей сути право бессрочного пользования не может быть прекращено без желания землепользователя. Однако стоит напомнить всем, кто читает эту статью, что Россия всегда удивляла мир своей непредсказуемой глупостью, граничащей с гениальностью. Так, в нашей истории миллионы случаев изъятия государством земель, находящихся на праве бессрочного пользования, без разрешения правообладателя. После 1 января 2006 года право бессрочного пользования садоводческих товариществ будет прекращено в силу самой сути этих объединений - не имеющих правовых оснований существования и с нестабильным составом (в данной статье более подробно эта тема не обсуждается).
Граждан, имеющих акты о праве бессрочного пользования индивидуальным земельным участком, 1 января 2006 года не касается - для физических лиц срок перерегистрации права бессрочного пользования не установлен:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.10.2001 N 137-ФЗ(ред. от 29.12.2004)"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
Статья 3.3. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Примечание.
В настоящее время (4 квартал 2005 года) заинтересованные лица пытаются "протащить" законопроект о якобы упрощении процедуры оформления прав на землю. На самом деле единственная цель, которую преследуют авторы законопроекта - установить срок переоформления прав на землю физических лиц до 01 января 2007 года.
Резюме, часть I.
Итак, доказано, что на сегодняшний день все земли товариществ должны быть приватизированы, кроме:
1) земель общего пользования садоводческих товариществ, возникших 1991-1998 гг.;
2) индивидуальных участков, чьи владельцы отказались участвовать в приватизации. Такие граждане должны иметь индивидуальный акт о праве бессрочного пользования на землю;
3) индивидуальных участков на территории товариществ, возникших 1991-1998гг. и не находящихся в собственности. Владельцы таких участков должны иметь на руках акт о праве пожизненного владения на землю.
Срочная приватизация необходима только первой категории - садоводческим товариществам, имеющим земли общего пользования на праве бессрочного пользования, чье право фактически закончится 01 января 2006 года.
Все граждане, имеющие на руках акты об индивидуальном праве на участок, пока могут не беспокоится - на них срок 01 января 2006 года не распространяется.
Так говорит Закон.
Но в жизни приватизация и выделение земли проходили с грубейшими нарушениями Закона.
Поэтому в последующих разделах будет рассмотрена процедура приватизации не только земель общего пользования, но и всех земель товарищества, в том числе индивидуальных участков.
Часть II. Процедура приватизации земли для садоводов.
Следует сказать, что термин "приватизация" по отношению к земельным участкам обычно не применяется, поскольку передача земель в собственность граждан происходит не на основании Закона о приватизации (ст. 217 ГК РФ) - такой закон так и не был принят. Поэтому обычно говорят о "переоформлении прав граждан на земельные участки" или "передаче земельных участков в собственность граждан".
Однако для земель СНТ есть Закон о приватизации - статья 28 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Мы будем именно приватизировать земли, а не переоформлять право бессрочного пользования.
Прежде чем перейти к пошаговым указаниям, ознакомьтесь с общим порядком переоформления прав (на примере Московской области):
Закон Московской области N 23/96-ОЗ "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области" (в ред. Закона Московской области N 120/2004-ОЗ от 21 сентября 2004 года)
Статья 5. Порядок бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении
1. Гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Для бесплатного приобретения в собственность земельного участка подается заявление и следующие документы (подлинники или надлежащим образом заверенные копии):
а) кадастровая карта (план) земельного участка;
б) документы, удостоверяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
в) документы, удостоверяющие личность заявителя;
г) если от имени заявителя действует представитель, - документы, удостоверяющие личность представителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя.
Заявление подается в государственный орган или орган местного самоуправления, обладающий правом принимать решения о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 4 настоящего Закона.
2. В течение двух недель со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами принимается решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка или решение об отказе в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка.
Если в течение двух недель со дня подачи заявления не представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, заявление не рассматривается, а представленные документы возвращаются заявителю.
3. Решение об отказе в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в случаях, если:
а) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
б) в представленных документах содержится неполная или недостоверная информация;
в) представленные документы не подтверждают право заявителя на бесплатное предоставление в собственность земельного участка;
г) вступило в силу решение суда о принудительном прекращении у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок;
д) заявителем уже было реализовано право однократного бесплатного приобретения в собственность иного земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, независимо от места нахождения этого земельного участка;
е) принято решение о реквизиции земельного участка или об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
После прекращения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, гражданин вправе вновь подать заявление.
4. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении, является основанием для государственной регистрации заявителем права собственности на этот участок.
Примечение.
Согласно ст. 13 ФЗ 122-ФЗ и ст.28 ФЗ 66-ФЗ уполномоченным органам на принятие решения о предоставлении (переоформлении права бессрочного пользования) участками отводится не 14 дней, а один календарный месяц.
Главные выводы, которые следуют из документа - для оформления права собственности нужны:
1. Кадастровый план участка.
2. Акт о праве на участок - право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
(3). Документы, подтверждающие членство в садоводческом товариществе.
(4). Генеральный план организации и застройки сдоводческого товарищества.
Акт должен быть у землепользователя, где взять кадастровый план - будет рассмотрено ниже.
Пункты 3 и 4 применяются, если акт выдан не индивидуально гражданину, а на весь землеотвод садоводческому товариществу (или на земли общего пользования). Где будут нужны эти документы - будет рассмотрено ниже.
Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков
1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в следующей последовательности:
1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;
2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;
3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;
4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;
5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков - за конкретными гражданами, их супругами;
6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;
7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;
8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;
9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по доверенностям членов такого объединения;
3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.
продолжение далее: