Изменение правового режима земель сельскохозяйственного назначения возможно только при изменении категории земель,

в связи с чем постановление администрации муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка не является достаточным основанием для осуществления кадастровых процедур.
http://www.kadis.ru/news/92478
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 по делу N А21-10131/2009
Изменение правового режима земель сельскохозяйственного назначения возможно только при изменении категории земель, в связи с чем постановление администрации муниципального образования об изменении вида разрешенного использования земельного участка не является достаточным основанием для осуществления кадастровых процедур.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу N А21-10131/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Я.В.Баркановой,

судей В.И.Желтянникова, И.А.Сериковой,

при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю.Олехнович,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3148/2010) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области

на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2009 по делу N А21-10131/2009 (судья Гурьева И.Л.), принятое

по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Прохладное"

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области

3-и лица: 1. Правительство Калининградской области,

2. Агентство по градостроению Калининградской области,

3. Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области,

4. Администрация Гурьевского муниципального района

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, уведомление N 42008,

от ответчика: представитель не явился, уведомление N 42009,

от 3-х лиц: 1 - представителя Глущенко А.В. по доверенности от 12.11.10 г.,

2 - представитель не явился, уведомление N 42013,

3 - представитель не явился, уведомление N 42012,

4 - представитель не явился, уведомление N 42011,

установил:

Дачное некоммерческое партнерство "Прохладное" (далее - Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (далее - УФАКОН) от 17.08.09 г. N 39/09/01-23252 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. Также Партнерство просит суд обязать УФАКОН осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости в части изменения вида разрешенного использования принадлежащего Партнерству на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 39:03:08 08 11:50.

УФАКОН привлечено к участию в деле в качестве лица, чей ненормативный акт оспаривается в рамках настоящего дела. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Гурьевского городского округа.

При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечены Правительство Калининградской области (далее - Правительство), Агентство по градостроению Калининградской области (далее - Агентство), Министерство сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области (далее - Министерство); Администрация Гурьевского городского округа заменена на Администрацию муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" (далее - Администрация).

Кроме того, при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции настоящее дело и дело N А21-12907/2009 по заявлению Правительства к Администрации и к Партнерству о признании недействительным постановления Главы администрации Муниципального образования "Гурьевский городской округ" от 24.12.2008 г. N 7919 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка вблизи пос. Новомосковское, принадлежащего ДНП "Прохладное" объединены для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А21-10131/2009.

Также при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Правительство отказалось от заявленных требований в полном объеме, заявленный отказ принят судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.09 г. требования Партнерства удовлетворены, производство по делу в части требований Правительства прекращено.

В апелляционной жалобе УФАКОН просит решение суда в части удовлетворения требований Партнерства отменить, в удовлетворении названных требований отказать, ссылаясь на наличие у Управления Роснедвижимости по Калининградской области полномочий по принятию решения о приостановлении и отказе в кадастровом учете, а также указывая на отсутствие законных оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В отсутствие возражений сторон апелляционный суд в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения только в обжалуемой части.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Гурьевского районного суда Калининградской области по делу N 2-1952/2009.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.10 г. производство по делу возобновлено.

В судебное заседание апелляционного суда представители УФАКОН, Партнерства, Агентства, Министерства и Администрации не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.

Представитель Правительства в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы не возражал, поддержал доводы УФАКОН.

В судебном заседании апелляционного суда 25.11.10 г. объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 25.11.10 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Правительства, апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Партнерству на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с установленным ранее видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером 39:03:608 08 11:0050, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, вблизи пос. Новомосковское, в двух км от пос. Ушаково, между а/д Ушаково - Новомосковское и р. Прохладная (далее - земельный участок).

Постановлением Администрации Муниципального образования "Гурьевский городской округ" Калининградской области N 7919 от 24.12.2008 г. изменен вид разрешенного использования земельного участка: с разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на разрешенное использование "для дачного строительства".

02.02.09 г. Партнерство обратилось в УФАКОН с заявлением о проведении государственного кадастрового учета названных изменений земельного участка.

Решением УФАКОН от 22.04.09 г. осуществление кадастрового учета приостановлено на 3 месяца в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.07 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) в связи с непредставлением документов, необходимых для кадастрового учета, а именно документа, подтверждающего изменение категории земельного участка.

Решением УФАКОН от 17.08.09 г. (далее - Решение) в осуществлении кадастрового учета изменений объектов недвижимости отказано в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Ссылаясь на незаконность названного отказа, Партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании Решения недействительным, а также об обязании УФАКОН осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка.

Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене ввиду следующего.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 г. N 6/8 для признания ненормативного акта недействительным и действий незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта или действия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом (действием) прав и охраняемых законом интересов заявителя

При этом ч. 3 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд вопреки выводам арбитражного суда первой инстанции не усматривает оснований для признания оспариваемого Решения несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Партнерства ввиду следующего.

По мнению апелляционного суда, арбитражный суд первой инстанции ошибочно сделал вывод об отсутствии у УФАКОН полномочий по принятию решения о приостановлении и отказе в проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

В соответствии с Законом, а также изданным в его развитие Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства юстиции от 20.02.08 г. N 35 (далее - Порядок), письмом УФАКОН от 04.03.08 г. N ВК/0877 "О подготовке документов дна целей обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости", с 01.03.08 г. органы кадастрового учета при выполнении кадастровых процедур обязаны производить проверку документов, представленных для кадастрового учета. В полномочия органа кадастрового учета входит осуществление проверки документов, предъявляемых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а именно проверка полномочий заявителя, проверка на комплектность документов, проверка документов по форме и содержанию сведений, требуемых для кадастрового учета, проверка на соответствие сведениям государственного кадастра недвижимости, в том числе графического отображения.

Кроме того, в соответствии с п. 31 Порядка при осуществлении государственного кадастрового учета сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, изложенных в ст. 26, ст. 27 Закона.

Также в соответствии с п. 34 Порядка основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а также с внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, являются:

отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую неуполномоченным органом);

противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН;

отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

Апелляционный суд при рассмотрении настоящего спора исходит из того, что УФАКОН является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с Положением об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0256 от 02.08.06 г. осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.

Исходя из изложенного, в результате комплексного анализа указанных норм апелляционный суд приходит к выводу о том, что УФАКОН уполномочено проводить соответствующие проверки представляемых документов на соответствие требованиям земельного законодательства.

Как следует из Государственного кадастра недвижимости, согласно представленной в материалы дела кадастровой выписке земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. По сведениям государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, земельный участок является сельхозугодиями, вид сельхозугодий - сенокос, пастбище.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом одним из основных принципов оборота является сохранение целевого использования земельных участков.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Вместе с тем, исходя из содержания ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, в данном случае изменение правового режима земель сельскохозяйственного назначения возможно только при изменении категории земель, в связи с чем, вопреки выводам арбитражного суда первой инстанции, постановление Администрации не является достаточным основанием для осуществления кадастровых процедур.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным решение УФАКОН о приостановлении государственного кадастрового учета.

При этом в данном случае, по мнению апелляционного суда, не подлежит применению ст. 81 Земельного кодекса РФ и Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статья 81 Земельного кодекса РФ действительно предполагает использование земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства в соответствии с порядком, который установлен Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", а также ст. 80 Земельного кодекса РФ. Указанный порядок предполагает предоставление земельного участка для дачного строительства дачному объединению из фонда перераспределения земель после проведения зонирования.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы о проведении зонирования и предоставлении земельного участка Партнерству из фонда перераспределения.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности изменения Главой Администрации Гурьевского муниципального района вида разрешенного использования земельного участка, а также об отсутствии нарушений установленного порядка изменения вида разрешенного использования.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Гурьевского районного суда Калининградской области по делу N 2-1952/2009 удовлетворены требования Правительства Калининградской области о признании незаконным постановления Главы Администрации Гурьевского муниципального района от 24.12.08 г. N 7919 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ДНП "Прохладное" (далее - Постановление).

Учитывая то, что требования в рамках настоящего дела заявлены Партнерством в связи с принятием Постановления, отмена последнего свидетельствует об отсутствии у Партнерства прав и законных интересов, нарушенных, по его мнению, в результате принятия оспариваемого Решения.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для признания Решения не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Партнерства.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части следует отменить, апелляционную жалобу Правительства - удовлетворить.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.09 г. в обжалуемой части отменить. В удовлетворении заявления ДНП "Прохладное" отказать.

Взыскать с ДНП "Прохладное" в пользу Управления Роснедвижимости по Калининградской области 1 000 руб. расходов по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

БАРКАНОВА Я.В.

Судьи

ЖЕЛТЯННИКОВ В.И.

СЕРИКОВА И.А.