Из положений ст. 36 ГПК РФ
Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со.37 ГПК РФ
1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
Однако, организация, в данном случае, не относится ТОЛЬКО к юридическим лицам:
(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.10.2018 N 5-КГ18-185 Обстоятельства: Определением апелляционная жалоба оставлена без рассмотрения по существу. Решение: Определение отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что поданная ответчиком апелляционная жалоба не может быть рассмотрена ввиду отсутствия у него правоспособности на участие в гражданском судопроизводстве, что он не наделен правом от своего имени осуществлять процессуальные права, в том числе правом апелляционного обжалования.)
В соответствии со статьей 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Частью 1 статьи 37 вышеназванного кодекса установлено, что способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
Суд апелляционной инстанции, принимая обжалуемое определение, фактически отождествил понятия "организация" и "юридическое лицо".
Между тем юридическим лицом является организация, отвечающая признакам, установленным статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации - то есть юридическое лицо является одной из допустимых законодательством форм организации.
Расширенное понятие организации дано в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2016, утвержденным приказом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2016 г. N 285-ст, в пункте 3.1.4 которого под организацией понимается лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей. В примечании к данному пункту отражено, что понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.
Касательно обсуждаемых организаций, с момента принятия 66-ФЗ, в силу его ст.4:
1. Такое товарищество является юридическим лицом
2. Такой кооператив является юридическим лицом.
3. Такое партнерство является юридическим лицом.
Из ст.54 этого закона следует, что садоводческие товарищества и дачные кооперативы, деятельность которых стала регулироваться 66-ФЗ, должны были быть созданы в соответствии с Законом СССР "О кооперации в СССР". Закон, на основании которого создавалась организация указывается в ее учредительном документе.
Закон на основании которого регистрировалась организация до 07.2001 указывается в акте о регистрации уполномоченного на регистрацию органа.
После принятия закона о кооперации в СССР постановлением ВС СССР от 26.05.1988 N 8999-XI постановлено:
1. Ввести в действие Закон СССР "О кооперации в СССР" с 1 июля 1988 года.
2. Впредь до приведения законодательства Союза ССР и союзных республик в соответствие с Законом СССР "О кооперации в СССР" действующие акты законодательства Союза ССР и союзных республик применяются, поскольку они не противоречат этому Закону.
3. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести до 1 января 1989 года законодательные акты Союза ССР в соответствие с Законом СССР "О кооперации в СССР".
4. Совету Министров СССР до 1 января 1989 года:
привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР "О кооперации в СССР";
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих указанному Закону.
5. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР "О кооперации в СССР".
06.06.1990 года издается постановление ВС N 1541-1 О порядке введения в действие Закона СССР"О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР":
1. Ввести в действие Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" с 1 октября 1990 года.
2. Впредь до приведения законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик в соответствие с Законом СССР "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" действующее законодательство применяется, поскольку оно не противоречит этому Закону. Изданные до введения в действие названного Закона решения Правительства СССР, правительств союзных и автономных республик по вопросам, которые согласно Закону могут регулироваться только законодательными актами, действуют впредь до принятия соответствующих законодательных актов.
3. Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" применяется к правоотношениям, возникшим после введения в действие Закона, то есть с 1 октября 1990 года.
По правоотношениям, возникшим до 1 октября 1990 года, Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О кооперации в СССР" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие Закона.
4. Установить, что государственной регистрации в порядке, предусмотренном Законом СССР "О кооперации в СССР", подлежат кооперативы (филиалы, отделения), создаваемые после 1 октября 1990 года.
Изменения и дополнения, внесенные в устав кооператива, созданного до 1 октября 1990 года, подлежат согласованию с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшим кооператив, в соответствии со статьей 11 Закона СССР "О кооперации в СССР".
2. В статье 5: из абзаца первого пункта 1 исключить слово "общественной"; Кооператив перестал быть ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, а стал просто ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
Статья 11. Создание кооператива и его устав изложена в следующей редакции:
1. Кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. Численность членов кооператива не может быть менее трех человек.
Кооператив организуется и действует как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных и иных предприятиях, организациях и учреждениях. При этом не допускается осуществление кооперативами функций органов государственного управления, контроля и надзора, а также дознания, следствия и правосудия.
2. Устав кооператива принимается общим собранием граждан, желающих учредить кооператив.
В уставе кооператива определяются: наименование кооператива, его местонахождение, предмет и цели деятельности, порядок вступления в кооператив и выхода из него, права и обязанности членов кооператива, его органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества кооператива и распределения дохода (прибыли), основания и порядок исключения из кооператива, условия реорганизации и прекращения деятельности кооператива. В устав могут включаться иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности кооператива.
3. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации.
Кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего Совета народных депутатов.
Для государственной регистрации в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов кооперативом представляются устав и другие документы, перечень которых устанавливается Советами Министров союзных и автономных республик.
Если кооператив создается при предприятии, организации или учреждении, для его регистрации требуется согласие данного предприятия, организации или учреждения.
В случае, когда для деятельности кооператива требуются участок земли или другие природные ресурсы, для его регистрации необходимо согласие на их предоставление соответствующего государственного органа, землевладельца, землепользователя или первичного пользователя другими природными ресурсами.
То есть, регистрации устава теперь недостаточно, требуется пройти процедуру госрегистрации.
25.12.1990 принят Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
Из закона следует:
Закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.
Согласно пункту 2 постановления ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. действие закона СССР "О кооперации в СССР" отменено на территории РСФСР в части, противоречащей Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
Кооператив - организация, занимающаяся деятельностью, преследующей цели получения прибыли?
(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2004 N А19-17385/03-36-39-Ф02-2550/04-С1 Суд правомерно признал законным отказ налогового органа во внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации устава заявителя в лице садоводческого товарищества.)
Ответчик правомерно предложил заявителю подтвердить свой статус юридического лица, поскольку для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, необходимо, чтобы сведения о юридическом лице уже содержались в государственном реестре.
Пункт 3 типового устава садоводческого товарищества рабочих и служащих, утвержденного на основании постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 18.03.1966 N 261 по согласованию с министерствами, устанавливает, что товарищество приобретает права, предусмотренные уставом, с момента регистрации устава садоводческого товарищества в районном (городском) Совете народных депутатов.
Статьей 26 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава, если устав юридического лица подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации устава.
Исходя из положений пункта 3 Указа Президента РФ N 1482 от 08.07.1994 государственной регистрации подлежали не только вновь создаваемые юридические лица, но и действующие.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР N 5 от 30.03.1990 "О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ" (с изменениями от 30.11.1990) садоводческие товарищества являются составной частью системы кооперации, и в силу статьи 11 Закона СССР "О кооперации в СССР" садоводческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения товарищества. Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления и необходимых документов.
Таким образом, правоспособность садоводческого товарищества "Трудовые резервы" как юридического лица возникает с момента государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов.
Рассматривая данный спор, суд обоснованно пришел к выводу о том, что товарищество не прошло государственную регистрацию в порядке, установленном действующим в тот период законодательством.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15 марта 2004 года заявителю было предложено представить доказательства государственной регистрации Устава товарищества в органах государственной власти, однако такие доказательства представлены не были.
Судом установлено, что отметок о регистрации устава в районном (городском) Совете народных депутатов имеющийся в деле Устав садоводческого товарищества "Трудовые резервы" не имеет.
Довод заявителя о том, что подпись должностного лица райисполкома и наличие печати от 10 сентября 1980 года на типовом уставе товарищества свидетельствуют о его государственной регистрации, правомерно не принят судом во внимание, так как запись на уставе лишь подтверждает выделение областному управлению профтехобразования земельного участка в размере 1,5 га и не является доказательством регистрации самого устава товарищества в районном Совете народных депутатов.
Таким образом, созданные до 94 года ДЕЙСТВУЮЩИЕ организации подлежали государственной регистрации.
Следует отметить, что ст.17 66-ФЗ в первоначальной редакции, то есть, в редакции, действовавшей ДО принятия закона 129-ФЗ также предусматривала проведение госрегистрации объединений граждан:
Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в органах юстиции в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2. Для государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его учредители представляют в орган юстиции заявление о государственной регистрации такого объединения, решение его учредителей, утвержденный общим собранием учредителей такого объединения устав, документ об уплате регистрационного сбора, а также документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого объединения.
3. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть проведена не позднее чем через тридцать дней после даты подачи в орган юстиции заявления о государственной регистрации такого объединения и необходимых документов.
4. В государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может быть отказано в случае нарушения установленного настоящим Федеральным законом порядка создания такого объединения или несоответствия его учредительного документа закону.
Отказ в государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.
5. Решение органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение семи дней со дня принятия данного решения высылается по адресу такого объединения, указанному в заявлении о государственной регистрации такого объединения, или по другому указанному им адресу либо вручается названному в заявлении лицу под расписку.
Таким образом, в период до начала 90-х годов, организациям для государственной регистрации требовалось зарегистрировать свой устав.
В период с 91 по 2002 год организация должна была пройти государственную регистрацию, если являлась юридическим лицом.
Я считаю, что из всего вышеизложенного следует, что надо внимательно рассматривать документы организаций, участвующих в судах на предмет того, действует ли такая организация в форме юридического лица, и распространялись ли положения 66-ФЗ на такую организацию. Если нет, то встает вопрос, на основании какого закона такая организация является стороной в суде?