Что делать, если полиция не отвечает на заявление?
https://dzen.ru/a/Yz3P5vva61Dce19r
Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, что делать, если полиция не предоставляет ответ на заявление.

Статьей 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Это в полной мере относится к обжалованию бездействия сотрудника полиции, или органа внутренних дел в случае, если заявителю не предоставлен ответ на заявление, поданное им в орган внутренних дел.

Обязанность органа внутренних дел предоставлять ответ на заявление, предусмотрена следующими нормативными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 1 Закона о порядке рассмотрения обращения граждан (далее – Закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что установленный настоящим законом порядок рассмотрения обращений государственными органами, распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан и юридических лиц.

Согласно п. 171 приказа МВД России от 17.10.2013 № 850 «Об утверждении регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» порядок работы с заявлениями и жалобами граждан и организаций в МВД России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России.

Пунктом 1 «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 (далее – Инструкция № 707) установлено, что настоящая Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, на полицию возлагается обязанность:
- принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц;

- передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя.

Соответственно, органами внутренних дел заявления граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с учетом особенностей ведомственных нормативных актов.

При этом, обязанностью полиции является регистрация заявлений о происшествиях, об административных правонарушениях и преступлениях, а также проведение по ним проверки, в соответствии с полномочиями, или направление заявления в орган, в полномочия которого входит рассмотрение поданного заявления.

Обращение, поступившее в орган внутренних дел, в соответствие с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России (приказом МВД России от 26.03.2013 № 161) (п. 119 Инструкции
№ 707).

Обращения, содержащие сведения о фактах коррупции должностных лиц органов внутренних дел либо об их личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, подлежат обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности и (или) по работе с личным составом (п. 120 Инструкции № 707).

Из пункта 37 Инструкции № 707 следует, что все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Согласно п. 66 Инструкции № 707 зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).

Пунктом 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ обусловлено право заявителя получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в настоящем Федеральном законе.

Это же правило корреспондирует пункт 9.3 Инструкции № 707, согласно которому заявителю, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных настоящей Инструкцией, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в орган внутренних дел, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

При этом, пунктом 91 Инструкции № 707 установлено, что обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Согласно п. 103 Инструкции № 707 если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением, оформленным в порядке, установленном пунктом 83 Инструкции, передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Непосредственный исполнитель в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП и приобщает копию рапорта к материалу по обращению. Указанные сведения вносятся в учетную форму подразделения делопроизводства. Иные обстоятельства (вопросы), изложенные в обращении, не связанные с преступлением или административным правонарушением, рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией.

Результатом рассмотрения обращения, является письменный или направленный в форме электронного документа ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 113.1, 139 Инструкции № 707).

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, в форме электронного документа,
и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, в письменной форме.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 59-ФЗ заявитель имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный выше порядок устанавливает обязанность органов внутренних дел предоставлять ответ на заявление гражданина, или юридического лица, за соблюдение которого, должностные лица органов внутренних дел несут персональную ответственность.

В том случае, ели заявителю не будет предоставлен ответ на заявление, он вправе обратится с жалобой в вышестоящий орган МВД, в прокуратуру, или в суд, в порядке административного (КАС РФ) производства.